Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР

Моральный Кодекс Строителя Коммунизма СССР




1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.


МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА - совокупность нравственных принципов, раскрывающих основное содержание коммунистической морали; органическая часть Программы и Устава КПСС, принятых XXII съездом Коммунистической партии (1961). Принципы М. К. С. К. отражают не только то, что уже достигнуто в области морального совершенствования сов. человека, но и то, что должно быть завоёвано в процессе строительства коммунизма; они призваны оказать серьёзную помощь в подготовке всего народа и особенно молодёжи к жизни и труду в коммунистическом обществе. М. К. С. К. включает прежде всего такие принципы коммунистической морали, как преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, забота о сохранении и умножении общественного достояния, любовь к своей Родине и ко всем странам социалистического содружества, высокое сознание общественного долга. В М. К. С. К. получили дальнейшее развитие принципы революционной морали рабочего класса - коллективизм и товарищеская взаимопомощь, братская солидарность с трудящимися всех стран, непримиримость к несправедливости, которые в условиях строительства коммунизма действуют в масштабе всего общества, а не только в среде рабочего класса. В М. К. С. К. вошли также общечеловеческие моральные нормы, выработанные народными массами на протяжении тысячелетий, - честность, правдивость, простота, скромность, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и др., которые в условиях строительства коммунизма становятся привычными нормами поведения всех членов общества. Все принципы М. К. С. К. находятся в диалектическом взаимодействии. Ведущий принцип коммунистической морали - преданность делу коммунизма - пронизывает все остальные принципы и составляет основное ядро М. К. С. К.

М. К. С. К. носит жизнеутверждающий, оптимистичный, активный характер. Он требует активного отношения человека к действительности, решительной борьбы за утверждение нового, передового в жизни и преодоление реакционного, отжившего свой век.

М. К. С. К. определяет основное направление и содержание нравственного воспитания. М. К. С. К. - это программа и самовоспитания; он даёт отправной материал для определения уровня нравственного воспитания и развития человека. Сопоставляя свои поступки, своё поведение с требованиями М. К. С. К., каждый человек может нравственно совершенствоваться. В ходе строительства коммунизма создаются объективные условия для превращения принципов М. К. С. К. в личные убеждения, в нормы повседневного поведения. Глубокие изменения в экономике, преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические, становление нового коммунистического быта - всё это оказывает серьёзное влияние на формирование морального облика человека, на его нравственное развитие. Но принципы М. К. С. К. становятся достоянием людей не только под влиянием объективных факторов. Процесс превращения нравственных принципов в убеждения предполагает осознание общественного значения моральных норм под влиянием нравственного воспитания, осуществляемого в школе и в семье, в детских и молодёжных организациях, в производственных коллективах. В разнообразной деятельности, в труде не только развивается нравственное сознание, но и расширяется нравственный опыт, формируется нравственное поведение человека. В процессе нравственного воспитания не только формируются положительные моральные качества, но и преодолеваются отрицательные черты в сознании и поведении людей. Воспитание народа в духе нравственных принципов строителя коммунизма предполагает борьбу с антиобщественными и аморальными явлениями, с пережитками прошлого: нетерпимость к нарушениям общественных интересов, непримиримость к несправедливости, тунеядству, карьеризму, стяжательству, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, непримиримость к врагам коммунизма.

Практика нравственного воспитания и перевоспитания людей на основе М. К. С. К. полностью опровергает утверждения идеологов буржуазии о "неизменной природе" человека. Враги коммунизма стремятся доказать, что такие отрицательные черты, как эгоизм, жестокость, стяжательство, стремление к наживе, жадность и другие, присущи человеку от рождения и преодолеть их невозможно. В современной буржуазной этике широкое распространение получил этический релятивизм, сторонники которого проповедуют субъективизм и произвол в оценке поведения людей, отрицают такие понятия, как долг, честь, человеческое достоинство, стремятся разжечь в людях звериные инстинкты. В зарубежной реакционной литературе по вопросам этики можно встретить утверждения о том, что прогресс возможен лишь в материальной сфере, а в области морали человечество обречено вечно оставаться на одном месте, поскольку моральные качества людей якобы не поддаются изменению. С этих позиций враги коммунизма пытаются доказать, что осуществление нравственных принципов М. К. С. К. невозможно. Жизнь социалистического общества и формирование нового человека - строителя коммунизма в СССР и других странах социалистического содружества опровергают эти утверждения и убедительно показывают, что М. К. С. К. - реальная, действенная программа коммунистического воспитания.

Лит.: Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1963; Мораль как ее понимают коммунисты, 2 изд., М., 1963; XXII съезд КПСС и вопросы идеологичекой работы. Мат-лы Всесоюзн. совещания по вопросам идеологич. работы. 25 - 28 дек. 1961 г., М., 1962, с. 30 - 34, 44 - 51, 79 - 81, 141 - 49; Гак Г. М., О моральном кодексе строителя коммунизма, в кн.: Вопр. теории и практики коммунистического воспитания, М., 1962; Косолапов С., Крутова О., Нравственные принципы строителя коммунизма, М., 1962; Заповеди твоей жизни. Сб. статей, М., 1963; Принципы твоей жизни. (Беседы о моральном кодексе строителя коммунизма), М., 1963; Болдырев Н. И., Моральный кодекс строителя коммунизма и задачи воспитания молодого поколения, М., 1963; Филонович П., О коммунистической морали, М., 1963, с. 47 - 169; 206 - 52; Чалин М. Л., Мораль строителя коммунизма, М., 1963; Шварцман К. А., Этика... без морали. Критика совр. буржуазных этических теорий, М., 1964.

Ф. Н. Петров. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с. с илл., 5 л. илл.

УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР