Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР

Всесоюзный референдум 17 марта 1991 года


Военно-Народный Совет



 

 Говоря о всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. о сохранении и обновлении СССР, необходимо отметить, что вопрос его проведения возник в тот период, когда страна переживала глубокий кризис союзной государственности, сопровождавшийся многочисленными межнациональными конфликтами и постепенным демонтажём важнейших политических институтов Советского Союза. Оперируя физическими терминами, можно сказать, что, начиная с конца 1980-х гг. центробежные тенденции в развитии союзного государства стали превалировать над центростремительными. В это время усиливались националистические идеи в прибалтийских республиках, лидеры которых первыми встали на путь отделения от Союза, выставив требования сначала экономического, а затем и политического суверенитета. Тогда же обостряются межреспубликанские противоречия, перераставшие в вооружённые конфликты, крупнейшим из которых являлся Нагорно-Карабахский между Арменией и Азербайджаном. 


 

Суть данного конфликта заключалась в территориальных спорах между властями Армении и Азербайджана за право обладания Нагорно-Карабахской Автономной областью (НКАО), которая с 1923 г. являлась частью Азербайджана при ощутимом преобладании армянского населения. По официальным данным, в 1989 г. в Нагорно-карабахской автономной области проживали 189 тыс. чел., из которых армяне составляли 145,5 тыс. (77%), а азербайджанцы – 40,6 тыс. (21,5%). Будучи недовольными своим положением, нагорно-карабахские армяне, в феврале 1988 года начали митинги в столице автономной области Степанакерте и предоставили азербайджанским властям петицию с требованием возвращения НКАО Армянской ССР. Под их напором 20 февраля 1988 г. Областной совет Нагорно-Карабахской АО принял решение просить Верховные Советы Азербайджанской и Армянской ССР перевести НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако в Политбюро ЦК КПСС было принято решение не передавать Нагорно-карабахскую АО Армянской ССР, дабы не накалять страсти и не провоцировать национальный конфликт. Несмотря на призыв М. С. Горбачёва 26 февраля 1988 г. разрешить проблему мирным путём, обстановка в Карабахе продолжала ухудшаться с каждым днём. 

 27–29 февраля 1988 г. происходят массовые армянские погромы в Сумгаите, в результате которых, по официальным данным погибло 32 человека (26 армян и 6 азербайджанцев), и свыше 100 человек получили ранения разной степени тяжести. Трагические события в Сумгаите привели к серьёзным переменам в умонастроениях армянского населения не только в Карабахе, но и в самой республике – в требованиях и лозунгах армянских объединений всё чаще стала звучать жёсткая критика в адрес членов ЦК КПСС и Верховного Совета СССР, что свидетельствовало о нарастании кризиса доверия к центральной союзной власти. Впоследствии это проявилось в ходе проведения Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г., в котором, по официальным данным, в Армении приняли участие всего лишь 3,5 тыс. чел.  


 Обострение ситуации в Нагорном Карабахе произошло в сер. июня 1988 г., когда Верховный Совет Азербайджана (17 июня) принял решение о неприемлемости передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, после чего начались обоюдные насильственные выселения (около 130 тыс. азербайджанцев было выселено из Армении и более 200 тыс. армян – из Азербайджана). 12 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о введении в НКАО особой формы управления и создании Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А.И. Вольского. После этого ситуация в регионе несколько стабилизировалась, хотя по-прежнему оставалась довольно напряжённой, имели место уличные столкновения в Степанакерте и Мардакерте в апреле-мае 1989 г. 

1 декабря 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО на совместном заседании принимает постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», после чего поднимается следующая волна беспорядков. 

13–18 января 1990 г. происходят массовые армянские погромы в Баку, а 19–20 января в столицу Азербайджанской ССР вводятся правительственные войска, что приводит к многочисленным беспорядкам и человеческим жертвам. По официальным данным в результате столкновений в Баку 19–20 января погибло 83 человека, в том числе 14 военнослужащих и членов их семей, но по неофициальным сведениям число жертв было гораздо выше. 

 Вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе был самым крупным, но не единственным столкновением, произошедшем на этнической почве в период перестройки. Первый случай массовых беспорядков был зафиксирован в Алма-Ате в декабре 1986 г. Горожане, в основном из числа молодёжи, недовольные заменой Первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева (казаха по национальности) на партийного аппаратчика из резерва ЦК КПСС Г. И. Колбина, вышли на улицы столицы и принялись громить магазины и другие общественные заведения. Своеобразными проявлениями недовольства своим политическим и социальным статусом стали, так называемые, «сидячие демонстрации» крымских татар на Красной площади, случившиеся летом 1987 г. 


 Целый комплекс национальных противоречий, существовавший в Грузии, как между грузинами и абхазами, так и между национальными меньшинствами внутри самой Грузии (аджарцы, осетины), привёл к ряду вооружённых конфликтов, произошедших в республике в 1988–1989 гг. Апогеем напряжённости явились события в Тбилиси 8–9 апреля 1989 г., когда в ходе операции войск по вытеснению участников несанкционированного митинга у Дома Правительства, устроенного грузинскими националистами, пострадала большая группа гражданских лиц и военнослужащих, были человеческие жертвы. Все выше обозначенные межэтнические конфликты и противоречия свидетельствовали о высокой степени кризиса, поразившего не только систему межнациональных отношений, но и всё Советское государство в целом, и поставили союзное руководство перед необходимостью проведения радикального реформирования национально-государственного устройства Советского Союза. Основным содержанием этой реформы являлась демократизация отношений между союзными республиками и центром, и преобразование «…бюрократического унитарного Союза в действенную федерацию» на базе нового Союзного договора. 

 Во многом проблема децентрализации многонационального союзного государства была связана с позицией лидеров союзных и автономных республик, проводивших в 1990–1991 гг. целенаправленную политику по отделению от Союза ССР. По словам Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова, это было ни что иное как «национал-карьеризм» «республиканских партийных князьков», «зарвавшихся номенклатурных губернаторов», «распоясывавшихся хозяйственников», которые, прикрываясь заявлениями о защите национальных интересов, могли отныне игнорировать ранее неприступный центр. Подобная позиция республиканских лидеров опиралась на националистические движения, фронты и фонды. 

 При этом необходимо отметить, что существовавшая модель национально-государственного устройства Союза ССР не позволяла союзным республикам в полной мере реализовать свой национально-государственный суверенитет. Как известно, основой национального суверенитета являлось право наций на самоопределение вплоть до полного отделения, закреплённое в официальных документах СССР: Договоре об образовании СССР 1922 г. (ст. 26), в Конституции СССР 1924 (ст. 4), 1936 (ст. 17) и 1977 (ст. 72) гг. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами, СССР признавался федеративным многонациональным государством, образованным на добровольной основе союзными республиками, за каждой из которых сохранялось право свободного выхода из состава Союза. Однако механизм этого права вплоть до 1990 г. в официальных документах прописан не был, а, следовательно, это право носило декларативный характер, а Союз ССР фактически являлся унитарным централизованным государством, управляемым из Москвы. 


 

3 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», гласивший, что решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума. Референдум проводился на принципах тайного всеобщего голосования и в том случае, если более 2/3 населения республики голосовало за выход из Союза ССР, Верховный Совет СССР был вынужден признать это решение, после чего данная союзная республика по истечении переходного периода (не более пяти лет) могла получить политическую независимость. Данный закон был принят с целью регламентации процесса выхода союзных республик из состава СССР и явился реакцией союзных властей на усиление сепаратистских идей в союзных республиках.  


Первыми по этому пути пошли прибалтийские республики – Эстония, Латвия и Литва, которые на протяжении всего периода существования СССР занимали в нём особое положение. Апеллируя к факту их незаконного включения в СССР в 1940 г., власти в прибалтийских республиках встали в жёсткую оппозицию союзному центру и, начиная с 1987–1988 гг., стали проводить откровенно сепаратистскую политику. Подтверждением политических притязаний прибалтов стало принятие их республиканскими Верховными Советами в 1988–1989 гг. деклараций о суверенитете, в соответствии с которыми они признавались полноправными субъектами внутриреспубликанской и общесоюзной законотворческой деятельности, хозяевами и распорядителями своего хозяйственного потенциала. Конечным шагом в этом направлении стало провозглашение Верховным Советом Литовской ССР в марте 1990 г. независимости Литвы и принятии Основного закона Литовской ССР на основе досоветской Конституции 1938 г. Вскоре подобные законодательные акты были приняты в Эстонии и Латвии, после чего процесс выхода прибалтийских республик из состава СССР принял необратимый характер. 


 Вслед за Прибалтикой по пути суверенизации последовали другие союзные республики. В 1990 г. 11 республик СССР приняли свои декларации о суверенитете: Грузия (26 мая), Россия (12 июня), Узбекистан (20 июня), Молдавия (23 июня), Украина (16 июля), Белоруссия (27 июля), Туркменистан (22 августа), Армения и Таджикистан (24 августа), Казахстан (25 октября) и Киргизстан (15 декабря). Ключевым событием в процессе децентрализации и распада СССР стало принятие 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории. Именно позиция России во главе с Б.Н. Ельциным – впоследствии избранного всенародно на альтернативной основе президентом РСФСР – была определяющей в судьбе союзного государства на последнем этапе его существования, так как, по замечанию известного итальянского исследователя Дж. Боффа, «…Союз мог выжить без любой из других республик, которая рано или поздно пришла бы к пониманию, как вредно оставаться в изоляции. Но без России Союза быть не могло». Данной позиции придерживается и известный отечественный историк И. Я. Фроянов, утверждающий, что именно Декларация о суверенитете РСФСР положила начало процессу распада Советского Союза.  


 В силу того, что значение термина «суверенитет» союзными и республиканскими лидерами понималось по-разному, различные казусные ситуации в отношениях между ними были неизбежны. Одна из них случилась на Первом Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.), выступая на котором, Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин изложил свою концепцию суверенитета, противоречащую всем правовым нормам. По его словам, самый главный первичный суверенитет в России принадлежит человеку. Дальше идёт суверенитет предприятия, колхоза, совхоза и райсовета. М.С. Горбачёв, обрушившись с критикой на Б.Н. Ельцина, доказывал, что подлинный суверенитет может быть только у государства и нации, и что подобная – «ельцинская» трактовка этого термина абсурдна по своей сути и создаёт лишнюю неопределённость и напряжённость во взаимоотношениях между разными народами, живущими в России. 


 

Во время своего выступления в Уфе 6 августа 1990 г. Б.Н. Ельцин открыто призвал автономные республики к отмежеванию от союзного центра, произнеся свою знаменитую фразу – «возьмите такую долю самостоятельности, какую сможете переварить». Данное заявление окончательно девальвировало понятия государственного и национального суверенитета и послужило толчком к суверенизации автономных республик. С августа по октябрь 1990 г. произошёл, так называемый, «парад суверенитетов», в ходе которого большинство автономных республик в составе РСФСР с целью «выравнивания своего государственно-правового статуса». Приняли соответствующие декларации о суверенитете: Карельская АССР (9 августа), Коми АССР (11 октября), Татарская АССР (31 августа), Удмуртская республика и Якутская-Саха АССР (27 сентября), Чукотский автономный округ, Адыгейская автономная область (7 сентября), Бурятская АССР (7 октября), Башкирская АССР (11 октября), Калмыцкая АССР (19 октября), Марийская АССР (22 октября), Чувашская АССР (24 октября), Ямало-Ненецкий (17 октября) и Горно-Алтайский (25 октября) автономные округа, Иркутский регион (26 октября). 


 Формально принятые союзными и автономными республиками декларации о суверенитете провозглашали право наций на самоопределение и создавали новый механизм межреспубликанского хозяйствования. Фактически же основная цель принятия данных деклараций заключалась в утверждении приоритета республиканских законов над союзными, что значительно ослабляло государственный суверенитет СССР. Процесс суверенизации национальных республик спровоцировал «войну законов» между союзным центром и союзными республиками, в первую очередь, Россией во главе с Б.Н. Ельциным, что серьёзно обострило межреспубликанские и межнациональные отношения, и в перспективе могло привести союзное государство к полному распаду.  


 

Необходимо отметить, что нарушение вертикальных связей между центральными и республиканскими органами шло не только по государственной, но и по партийной линии. Ещё в декабре 1989 г. Литовская Компартия вышла из состава КПСС, после чего начался процесс постепенной деградации Коммунистической партии и «департизации» общества, которому во многом способствовала позиция союзного руководства во главе с М.С. Горбачёвым. Поворотным моментом в этом процессе стал Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР, (12–15 марта 1990 г.), на котором было принято историческое решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в советском обществе. По решению Третьего Съезда народных депутатов, КПСС, являвшаяся стержнем реальной власти в СССР и оплотом союзной государственности, теряла своё былое значение, что наносило серьёзный удар по целостности союзного многонационального государства. Стоит добавить, что процесс постепенного распада важнейших политических институтов СССР сопровождался тяжелейшим экономическим кризисом, разразившемся в стране на рубеже 1980–1990-х гг. и проявившемся, прежде всего, в тотальном дефиците на товары повседневного спроса. Постепенно развиваясь и обостряясь, все вышеназванные кризисные явления, привели к тому, что к концу 1990 г. вопрос о сохранении Союза Советских Социалистических Республик превратился в вопрос жизни и смерти советского государства и советского народа, его представляющего. 


 Подробный анализ в научной статье кандидат исторических наук Лукашина Александра Владимировича: "Проблемы организации и проведения всесоюзного референдума 17 марта 1991 года и пути развития союзной федерации" 

Постановление Съезда Народных Депутатов


 Рассмотрев сообщение Центральной комиссии референдума СССР об итогах первого в истории нашей страны референдума 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности, Верховный Совет СССР отмечает высокую активность и гражданскую ответственность участников всенародного голосования. В референдуме в целом по стране, по предварительным данным, приняли участие 147 млн. человек. За сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн. человек, т.е. 76 процентов голосовавших[…] Несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения и Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, имели место нарушения конституционных прав граждан, моральное давление на них, блокирование участков для голосования, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР[…] 

 Считаете ли вы необходимым сохранение(сберечь, оставить в силе) Союза Советских Социалистических Республик(гос-во) как обновлённой(получивший новый, прежний вид, новые, прежние силы, как бы возродившийся) федерации(союзное гос-во, образуемое в результате объединения неск. гос-в.) равноправных суверенных(являющийся носителями верховной власти) республик(эксплуататорских государств с не уточнённым строем парламентерским или президентским), в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности

.

Бюллетень



 По не поддержавшим республикам - была самоорганизация на местах вопреки не желанию "верхушки", референдум проводили на заводах, фабриках и т.п., результаты по ним так же есть. Окромя Армянской ССР 71,6%, остальные проголосовали свыше 95% ЗА (часто 98%, 99%).


УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР