Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР

Определение и Объективная Органическая Сущность Социал-Комплементаризма



           СОДЕРЖАНИЕ





СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРОЛОГИЯ И ИДЕЯ СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА


 Социальная интегрология – направленный на социальную сторону жизни раздел основанной автором в 1978 г. науки интегрологии, теории движения главного качества систем – их целостности. Первоначально исследования велись по общим вопросам и по темам физической интегрологии.

 Позже исследования в области социальной интегрологии привели к разработке темы социальной комплементности.

 Комплементность определяется как система отношений, при которых разные возможности участников процессов живого мира взаимонеобходимо складываются и работают взаимодополнительно.

 Комплементаризм – тенденция комплементности.

 Социальная комплементность есть система движущихся взаимодополнительных отношений в социуме, или коллективные общественные отношения на основе согласно достигаемой изменчивой взаимодополнительности.

Социал-комплементаризм – тенденция комплементности в социальных отношениях. Социал-комплементаризм – универсальный инструментарий, не стареющий, не имеющий срока жизни, бесконечно глубокий, безмерно богатый возможностями.

 Чтобы проверить жизненность какого-то принципа или постулата, необходимо убедиться в инвариантности его эффективности в применении как по отношению к реальному, так и по отношению к виртуальному. Социал-комплементаризм – именно такой принцип, проверенный историей в материальном и духовном. Люди приходят в этот мир, и все до одного уходят, а содержимое пространства социал-комплементаризма растрачивается, утрачивается, уходит, но лишь частично; оставшимся объёмом всё же создавая растущий мировой запас некоего нового продукта комплементирования – достигаемой эмерджентности. Именно этот увеличивающийся запас заранее непредсказуемой в конкретностях новизны обеспечивает жизненные условия для численно растущих поколений человечества с их одновременно растущими (чаще всего непредсказуемыми) запросами по качеству жизни.

 Нет социальных связей, не дающих нового качества отношений – социальной эмерджентности. Людям остаётся правильно распоряжаться этим главным социальным ресурсом, т. е. распоряжаться так, чтобы авторы эмерджентности могли и желали продолжить порождающие новую эмерджентность отношения.

 Эмерджентность – главный социальный организационный ресурс, поскольку именно благодаря ему приводятся и приходят в движение все остальные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества.

 Процесс взаимодополняющего единения, комплементации, протекает в расширяющемся развитии. Каждое очередное комплементированное различие развивается, создаёт условия для приобщения, аттрактирования системой новых дополняющих различий – дифференциальных комплементов, которых также ожидает комплементационное развитие. Ни одно социальное различие не может оказаться невостребованным или показаться лишним и поэтому отвергнутым. Потому что каждое идентифицированное различие несёт в себе неповторимые, необходимые и обязательные возможности для получения более цельного, органичного комплекса отношений в расширяющемся развитии системы комплементации, бесконечно приближаемой к предельному идеалу.

 Цель всякого объединения – достижение по принятой объединяющимися программе того, что участникам не удаётся в одиночку. Растущее множество появляющихся потребностей движет общественное развитие, и при этом всегда актуально закрепление всё более полной системы особых социальных отношений, составляющей долговременную основу устойчивого существования общества. Так, в наступившей «информационной волне» мирового развития в первую очередь перспективны принципы, которые сопрягаются с малоэнергетическими и эмердженто-порождающими отношениями. Последние уже позволили запустить процессы системной мировой социальной реорганизации. При этом относительно снижается степень доминирования отдельных классических форм организации и повышается степень демократичности статуса каждой составляющей мирового спектра действующих социальных организаций.

 В условиях системы социал-комплементаризма либертаристическое и социалистическое начала получают новое развитие и находят новые сотворческие возможности взаимного отрицания и восприятия.

 Социал-комплементаризм – спасительная стержневая традиция социального развития. Он преодолевает обнаруженные практикой трудности социализма и либерализма, усваивает их полезные возможности, позволяет дальше совершенствовать технологии социальных отношений. На его основе предстоит в комплексе разрешить как застарелые проблемы (в том числе крайнего национализма, антиэтатизма, сепаратизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости), так и новые нарастающие проблемы транснационализма, глобализма, экстремизма, терроризма и т. д.

 Наступает время массификации комплементаризма, достигаемой за счёт ослабления ограничений на органичные технологии, распространяющиеся взамен арте-технологий. Социал-комплементаризм, ранее скрытый, теперь раскрывается, ускоряется в развитии и распространяется всё более широко.

  Генеральный комплементаризм современности – это взаимодополнительность организованности и возможностей Системы Гражданского Общества и Системы Государства в строительстве, совершенствовании и обеспечении жизни каждой Нации.

 




ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛ-КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА

 Комплементирование возможностей людей – важнейшая, если не главная, часть системы ресурсов, предоставленных человеку разумом. Вероятно, постепенно: на основе того, что сначала стала понятна «внешняя» комплементность органов в самом человеческом организме, а затем раскрылась и «внутренняя» комплементность свойств самой личности.

 Известны основные законы и принципы движения организменных (органичных) и организационных форм в природе и социуме. Закон дивергентности (или расходимости) говорит о непрерывном росте сложности и разнообразия организационных форм в процессе развития. Закон конвергентности (или сходимости) говорит об упрощении форм, стремящихся к обеспечению гомеостазиса, достижения своей стабильности. Как правило, закон дивергентности относится к жизни организационных форм с сетевыми отношениями, а закон конвергентности – к формам с отношениями иерархическими. Каждая из таких форм является в определённом смысле крайней в вариантах выбора вида отношений, вступающей в противоречивые отношения с другой крайней формой. И только разнесённая во времени или в пространстве единопрограммная комплементация возможностей как конвергенции, так и дивергенции позволяет повышать эффективность программного движения и функционирования разных организационных форм и даже приближать эти формы к органичным.

 Комплементность есть кооперативность участников, достигшая органичности. В этом – существо закона комплементности или комплементации. На его основе достигается эффективное системное использование разнообразия возможностей форм совокупностей, даваемого природой и усилиями людей.

 Комплементация – не смешение, не конвергенция, не взаимопроникновение и не взаиморастворение свойств участников, а их взаимодополнение, взаимоприбавление в какой-то области отношений с возможностью дополнительного развития качеству каждого, без их размывания, характерного для компромиссов.

 Комплементация – не конформизм и не эклектизм, а консистемативизм и путь к системе органичных отношений. Это – надежда, находящаяся не «между», а «над» всем тем, что видится как «за» или «против». Это – и возможность увидеть «за» и «против» не аннигилированными, а взаимно дополнительными в их общем эффективном усилии.

 Бессмысленно искать исключительность в конвергенции или в дивергенции, но следует видеть исключительность комплементности.

 Всё живое в своём долговременном действии, так или иначе, опирается на комплементарное – в этом суть всеобщего комплементаризма. Комплементность – как экзистенциональное, существующее изначально, так и исторически достигаемое состояние, к которому неизбежно устремляются живущие системы, имеющие возможность самоуправления своим развитием. Вектор саморазвития всегда нацелен на прохождение ступеней комплементности. Что бы ни осуществлялось человечеством, всё, так или иначе, работает на углубление понимания элементов и сторон Системы Всеобщего Комплементаризма.

 Комплементация – не простая количественная интеграция самоорганизмов, а стремящееся к гармоничности сочетаний качеств объединение участников (т. е. отдельных самоорганизмов или их систем) разнообразных биоорганизаций. Конечно, интеграция ресурсов выступает важнейшей стороной процесса комплементации, его универсальным качеством. Но не менее важным является потенциальная уникальность каждого ресурса, идущая от уникальности свойств, черт и возможностей конкретного участника взаимоотношений. Именно различия, непохожесть ресурсов, свойств отдельных участников переводит поначалу сугубо количественную интеграцию в последующую количественно-качественную комплементацию. При этом всегда существующее противоречие между универсальностью и уникальностью приходится преодолевать тем или иным способом, иначе биоорганизация распадается. Это обстоятельство должно учитываться ещё на этапе определения сочетания видов потребностей, которые создаваемая биоорганизация призвана удовлетворить.

 Знание потребностей во взаимодополнительности, наравне с пониманием возможностей, условий и хода комплементирования, выступает корневой основой при осуществлении различных кооперативных действий. Сама комплементность может объясняться и характеризоваться синдромно через некоторое собрание признаков, сочетание симптомов, стечение возможностей, ведущих к совместным взаимодополняющим действиям.

 Синдром комплементности есть стечение определённого набора признаков:

– присутствия истоков и активов комплементирования (потребностей и ресурсов взаимодополнительности);

– наличия акторов комплементирования (программирующих и исполняющих взаимодополнительные действия);

– наличия условий комплементирования (для задействования активов акторами);

– наличия или устремлённости к органичности системы участвующих сторон и их ресурсов.

 Движителем и средством совершенствования социальной жизни выступает потенциальная и реализуемая взаимодополнительность, комплементность как взаимоотношений членов общества, так и их отношений с окружающей средой.

 Обычно комплементности предшествует раздельность жизнедеятельности. Даже сегодня, имея успехи комплементности, люди всё же продолжают прибегать к раздельности, к той или иной форме временного или окончательного отказа от комплементирования по разным соображениям.

 Примером этого выступают постоянные «вспышки отгораживания» на разных уровнях мирового социума. Попытки отгораживания от пришельцев –явление, известное в истории групп, народов, цивилизаций. Один субъект (обычно более благоустроенный) отстраняется от другого (неблагополучного), поскольку первому сближение невыгодно. При этом позволяется сближение для субъекта третьего (увеличивающего ресурсы благоустроенности). Это – болезнь мира, которая не может быть вечной. И прервать тенденции отгораживания возможно на базе комплементарного сотрудничества по общим программам.

 Общество есть не что иное, как органичность, стержень которой – комплементность. Следование везде и во всём смыслу комплементности есть комплементаризм.

 Органичная комплементность есть больше, чем, например, партнёрская взаимопомощь. К сожалению, современный мир пока лишь в редких проявлениях глубоко и постоянно комплементарен. В лучшем случае имеет место лишь некая временная солидарность, т. е. временные общность интересов, определённое единомыслие и единодушие, совместная ответственность, например, по комплексирующей схеме разделения программно заданного труда. При этом солидаризирующиеся даже не пытаются взглянуть на движение всей своей общности со стороны разномыслия участников, из которого может вырасти неожиданно полезная для социума комплементная самопрограммируемая конструкция, или увидеть постоянство в тенденции этого движения. Задаваемое разделение труда и производимая им солидарность изменяются вместе с потребностями в труде относительно медленно, они более инертны, чем комплементирование, производимое интеллектом. Разница в существе солидаризма и комплементаризма аналогична отличию между внешним (искусственно задаваемым, организуемым) и внутренним (естественно возникающим  самоорганизующим и созревающим) единениями. К солидарности приводят обстоятельства, комплементность движет обстоятельствами.

 Солидарность (как и партнёрство) оформляется нормативно, например, как договорная, а комплементность сама вызывает развитие нормативности. Солидарность при разделении ожидаемого труда ведёт к «ослаблению коллективных чувств», «умалению индивидуальной личности», «заимствованию личности обществом» (Э. Дюркгейм), а комплементарность приводит к произрастанию и укреплению самоощущения каждого в коллективной сопричастности к побуждению и сотворению поля функций и атмосферы труда. Возникает движение от ступеней механической и органической солидарности как нормативно-пассивного к высотам ступеней комплементарности как креативно-активного начала в «идеале человеческого братства».

 При специальных рассмотрениях вся система социума может быть представлена в разных аспектах, при этом оставаясь в органически системном, комплементном единстве сторон. Например, представлена с позиций общности (в её основе – система аттрактирующих условий на национальном или межнациональном уровне), организации (как системы сетей или иерархий из элементов и связей, статусов и функций) или культуры (системы ценностей и норм поведения).

 Это – объективные блоки, аспектные составляющие, смыслы того, что приводит общество к Великому Социальному Синтезу усилий общественного и личного, государственного и гражданско-общественного, глубинной сутью которого являются уни-версалии духовного и светского социал-комплементаризма, позволяющие последовательно справляться с задачами удовлетворения жизненных потребностей.

 Социальный мир по-разному виделся социоло гами, пользовавшимися различными подходами в исследованиях. Автором изложено своё видение того или иного присутствия объединяющего метода комплементности в известных разнообразных социологических моделях, в которых термин «комплементность» ещё не использовался. Главной целью исследований было изучение взаимосвязей комплементаризма с ключевыми понятиями авторской концепции системного Великого Социального Синтеза.

 Приведём эти понятия (выделены курсивом). В общесоциальном аспекте в мире наблюдается тенденция Великого Социального Синтеза, такого социального состояния, когда у ранее противостоявших или противопоставлявшихся общественных светских, общественных духовных и государственных структур начинают последовательно объединяться (комплементироваться) усилия по согласованному в программах, скоординированному в сферах влияния управлению национальными финансово-материальными и культурно-духовными, всеми взаимосвязанными социальными ресурсами – иначе, всем, что составляет «Обобщённое Народное Богатство».

 Великий Социальный Синтез – обнаруженный путь к ненавязанному ВСЕЕДИНСТВУ, которое понимается и согласно воспринимается практически всеми. Этот путь не придуман, а открыт из эволюции общественных институтов, их взаимоотношений и отношения к ним людей. Это и есть ответ на Великий Социальный Вопрос или Вопрос Об Отношениях общества, бизнеса и церкви (т. е. всего гражданского общества) и государства.

 Великий Социальный Синтез утверждает равнозначимость и взаимосвязанность государственной и негосударственной систем отношений в Нации, тем самым, воплощая в социальных технологиях два начала полной свободы: государственное и гражданское.

 Великий Социальный Синтез ведёт от приоритета демократии (как отношения народа к властвованию и принятиям решений) к приоритету народоволия (как отношения народа к социальному заказу, общественному волеизъявлению). Самоотстранение и секуляризация государственности – исторически важнейшая мировая тенденция и проблема. Секуляризация Нации – достижение всепроникающей светскости, освобождённой от узости догм, церковной и государственной (как квазицерковной).

 Великий Социальный Синтез порождает проблему сохранения и развития самостоятельности и раздельной ответственности взаимосвязанных государственных и негосударственных внутринациональных систем.

 Великий Социальный Синтез означает динамичное единство усилий либерального и коллективистского начала, причём в каждом случае и виде отношений это единство программно, комплементно и временно.

 Великий Социальный Синтез базируется на «принципе унитарного (всестороннего) социального паритета», т. е. на условиях равенства возможностей влияния, равновесного баланса альтернативных социальных начал в специальных областях отношений.

 Великий Социальный Синтез не может быть форсированно «введен» в жизнь нации или мирового сообщества. Он не может служить целью или лозунгом развития. Великий Социальный Синтез – сама суть развития, тенденция естественного развития при всех подъёмах и спадах движения всех специальных видов структурирования в социуме, отражение потребностей и связанной с ними «воли народа».

 Великий Социальный Синтез, равновесие частной свободы и общего блага, и есть то истинное Право, к которому шло человечество.

 Великий Социальный Синтез реализует принцип разделения социальных усилий через «симфоническое» взаимодействие гражданско-общественных и государственных учреждений.

 Великий Социальный Синтез способствует общественной инициации различных программ, выполняемых на «поле социальных функций».

 Главная задача Великого Социального Синтеза – преодоление проблемы ограниченности в активации ресурсов. Великий Социальный Синтез – это национальный путь к расширению объёма задействованных, «влияющих», активных ресурсов.

 Общественно-государственный комплементный союз даёт социализацию с естественно-плановым (точнее, виртуально-методическим) регулированием процессов национального развития. В этом и состоит суть Великого Социального Синтеза. 

 Великий Социальный Синтез позволяет народу страны выступать не пассивным свидетелем, а активным заказчиком, участником реализации заказов совместно с государственными ветвями. Заказ в системе Великого Социального Синтеза объединяет возможности привлечения общенародного и частного богатства.

 В соответствии с концепцией системного Великого Социального Синтеза единство общества достигается через взаимодействие по общим программам сотрудничества. Национальное программирование развития – это новая технология достижения единодействия народа. Великий Социальный Синтез позволяет получить единодействие на основе косвенного единосогласия по программам «единой заботы» о потребностях нации.

 Великий Социальный Синтез обеспечивает переход от эпохи государственных уступок общественному мнению к эпохе государственно-общественного исполнения общенационального заказа.

 Великий Социальный Синтез не даёт некоего «переворота» в научном представлении о движении общества в целом, а стимулирует рассматривать комбинации обновлённых ранее известных социальных аспектов. Эти аспекты:

 – отношения иерархических и сетевых социальных структур;

 – обострение проблемы исчерпания источников «свободных» ресурсов;

– ограниченность крайних форм социальных технологий (например, крайняя государственность и крайняя антигосударственность), проявленная на практике;

 – церковь, религиозные организации, рассматриваемые как разновидность общественных организаций;

 – социально-деловая активность негосударственных структур и их мощный финансово-материальный базис, соизмеримый с государственным;

 – «триединый социальный паритет» в государственно-общественных отношениях («сбалансированность, самостоятельность, несмешиваемость»);

 – общество – основной национальный заказчик, проектировщик;

 – государство – меньше хозяйственник, а больше координатор;

 – «сильная государственность сама по себе» без взаимосвязи с гражданским обществом невозможна;

 – «идеальный гражданин» – не только государственник, но и общественник.

 Социальные демократические свободные сети – важный социальный императив Нации. Великий Социальный Синтез есть синтез комплементирующих гражданско-общественных сетевых и государственных иерархических отношений.

 Постановка задачи Великого Социального Синтеза стала неизбежной после того, как разнообразные попытки государства, с наилучшими побуждениями и в интересах общества, осуществлять монопольное управление полным объёмом Обобщённого Народного Богатства на практике показали нереализуемость идеи эффективной всепроникающей государственной управленческой интеграции.

 Великий Социальный Синтез – целенаправленная трансформация социальных структур и технологий. Великий Социальный Синтез – не революция, а нечто глубоко эволюционное, глубоко естественное, наболевшее, созревшее и спокойно занимающее своё достойное место в истории. Великий Социальный Синтез – процесс принципиально мирный, несовместимый с революционными ускорениями. Это – естественный процесс, и возбуждающая массы пропаганда и агитация здесь не нужны. Требуется лишь углубление и распространение знания на тему Великого Социального Синтеза, осуществление образования, просвещения поколений по вопросам его истории, хода и возможностей.

 Великий Социальный Синтез расширяет специальную общественную духовную (религиозную) идеологию до всеохватывающей общественной, в том числе общественной духовной нерелигиозной, и в итоге движется от борьбы идеологий к сотрудничеству, всепомоществованию, взаимопомощи.

 Великий Социальный Синтез ведёт к полному национальному образованию: общественному светскому, государственному и общественному духовному.

 Великий Социальный Синтез – система отношений высшего порядка.

 Великий Социальный Синтез – нечто, с чем невозможно бороться, чего нельзя насаждать, что надо ждать и принимать.

 Спасение человечества – в Великом Социальном Синтезе усилий самопреобразованной государственности и саморганизованной общественности. Задача Великого Социального Синтеза – движущаяся и саморешаемая развивающимся обществом Нации.

 При развернувшемся, полноценном Великом Социальном Синтезе человек получает возможность быть участником жизни всех трёх синтезирующих сфер нации, «Трёх Домов Синтеза»: гражданского светского, гражданского духовного и государственного. Так, Великий Социальный Синтез происходит вокруг человека и в нём самом.

 Сама проблема Великого Социального Синтеза – не вопрос завтрашнего дня, а процесс, идущий столько, сколько существуют светская и духовная общественность (вместе – система гражданского общества) и государство. Но поскольку во всех предшествующих поисках концепция некой конечной схемы Великого Социального Синтеза ещё не была найдена, то всё предшествовавшее сегодняшней постановке задачи можно считать её истоками. Практические шаги к тому, что сегодня обозначено как «Великий Социальный Синтез», обнаруживают всё более проясняемую социальную тенденцию. Конечной схемы Великого Социального Синтеза не существует, есть лишь движение развивающихся участников и их отношений как тенденция, всё более очевидная и всё более влияющая на состояние общества Нации.

 Великий Социальный Синтез – это путь к торжеству Социальной Правды. «Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экономическую правду» (Э. Вайцзекер). На самом же деле всё более требуется говорить каждой Нации и всем нациям мира не только экономическую, но и полную Социальную Правду.

Анализ приведённых ключевых понятий концепции Великого Социального Синтеза показывает, что все они необходимо базируются на главном условии: веры и согласия в народе по движению к многообразной и полной социальной комплементности.

 Согласие в обществе – это далеко не только договорённости лидеров или единомыслие по мировоззрению. Согласие в обществе на деле – это постоянное комплементирование взаимных усилий разных организаций Нации по общим программам. При этом естественна возможность и взаимного несогласия по отношению к отдельным программам частным.

 Существуют представления, что стремление человека к общественному согласию приватизировала «власть» государственно-политическая, а стремление человека к согласию внутреннему приватизировала «власть» церковная. Тенденция Великого Социального Синтеза как раз и возникала в преодолении всех форм властвования, однобокого управления как переход к гармоничному комплементному управлению состояниями и движением ресурсов различных человеческих отношений не только через технологии государственные и духовные, но и через системные технологии (общественные светские).

 Складывающаяся сегодня философия комплементности (ФК) предполагает, что выполняются определённые условия для особого вида отношений, характеризующихся взаимной комплементностью участников. Базой ФК выступает и развиваемая в последнее время философия взаимодействия (ФВ). Считается, что ФВ даёт принципиально новое определение философии как системы мыслительно-поведенческих норм. ФВ обращена ко всем людям, поскольку все люди мыслят и действуют в соответствии с какими-то мыслительно-поведенческими нормами. ФВ формулирует эти нормы, исходя их окружающей человека реальности и природы самого человека. Именно конструктивное комплементное взаимодействие, а не борьба противоположностей составляет главный и универсальный источник развития в природе и в обществе.

 Борьба как насилие – предельный и частный вид взаимодействия. В то же время никакая крайность в принципе не может быть мыслительно-поведенческой нормой, и ФВ не приемлет никакого насилия. Комплементное единение не есть интеграция, угрожающая идентичности участников. Наоборот, именно способность комплементировать выступает одной из главных составляющих сложного набора качеств, формирующих систему идентичности. Чтобы человечество выжило и смогло успешно развиваться, ХХI век может и должен стать «веком комплементного взаимодействия» всегда и везде, всего и со всем.

 Идея комплементного взаимодействия является истинно «российской идеей», включающая в себя дополняющее взаимодействие Запада и Востока, Европы и Азии, различных социальных сил и национальных образований, интересов и представлений и т. д. Лозунг философии комплементности: «ЗА КОМПЛЕМЕНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВМЕСТО ПОДЧИНЕНИЯ И НАСИЛИЯ!» Многое изменится к лучшему, когда вместо деструктивного насилия именно конструктивная комплементность станет мыслительно-поведенческой нормой для всех. Комплементаризм приходит от гуманности и ведёт к справедливости.

 Важнейшей стороной социальной жизни является характер взаимоотношений индивидуумов и организаций Нации. Социальные науки за последние два столетия определили из опыта и практических тенденций, нашли чисто теоретически множество схем организации национальных и мировых отношений. Например, в экономике такие схемы разрабатывались для повышения эффективности получения и распределения ресурсов жизни народов в условиях природных и социальных ограничений. Получено много полезных специальных рекомендаций, но, как ни странно, до сих пор не достигнуто такого системного представления об экономической жизни, которое позволило бы сделать её органичной, а потому устойчивой и предельно эффективной.

 Это объясняется тем, что существующие специальные научно-учебные дисциплины о жизни общества не имеют между собой обязательной органичной системной взаимосвязи. Социальные дисциплины до сих пор не образовали системно выстроенный комплекс наук об обществе, хотя ещё в XIX веке казалось, что мировая наука к этому близка.

 В основе нового социологического научного комплекса как системной квинтэссенции известных социальных дисциплин и нового опыта – назовём его метасоциологией – должна лежать идея, позволяющая глубже понять уже известные модели общества и заложить базу для новых исследований. Эта генеральная идея по определению должна быть осветляющей и обнадёживающей человеческую жизнь. Скорее всего, она не будет какой-то «спасающей тайной». Напротив, идея должна быть хорошо известна и уже выстрадана человечеством.

 Генеральная аксиома метасоциологии гласит: «Каждый человек и каждая организация должны действовать как необходимые участники неизбежно движущегося конструктивного социального комплементаризма».

 Вытекающий из аксиомы принцип взаимодополнительности всех участников социума – фундаментальный принцип социал-комплементаризма – является главным содержательным положением «социальной комплементологии» как раздела социальной интегрологии, входящей в метасоциологию.

УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР