Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР

Программа развития региональной гибридной энергетики СССР


  Более низкие цены на энергоносители являются главными критериями перехода на новые энергетические технологии (водородные, гибридные энергосистемы с возобновляемыми источниками и накопителей энергии), а также инфраструктурного развития труднодоступных стратегических территорий Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Строительство таких объектов в труднодоступных местах для обеспечения социально-экономических потребностей в энергетических услугах позволит обеспечить развитие экономики, укрепит безопасность и энергоснабжение, обеспечить мобилизационные возможности, улучшить качество жизни и здоровье Граждан СССР на основе:
-  решения энергетических проблем стратегически регионов Арктики, Севера и Востока страны, обладающих высоким нереализованным экономическим потенциалом по освоению территорий и имеющих значительные трудности по завозу органического топлива;
- решение социальных ориентиров (повышение доходов, качества здравоохранения, образования, гарантированная занятость и другие критерии качества жизни) в особых производственных условиях и условиях Крайнего Севера (повышение качества жизни для жителей Арктики и Северных - 2/3 территорий СССР);
-  повышение пространственной связности, транспортной доступности территорий и мобильности населения, увеличения объема и скорости транзита грузов;
-  превращение географических особенностей России в геостратегическое транспортное преимущество Мира;
-  социальный проект пожизненной гарантированной занятости населения, развитие компетенций, закрепления молодежи в регионах, улучшения качества жизни, демографической ситуации в регионах и социо-природной среды. Уровень жизни населения увеличивается с ростом потребления электроэнергии, значит, доступностью источника
энергии и тарифами на энергоносители.
 
   Индекс среднего уровня жизни зависит от масштабов потребления энергии:
I = PхЕ/N, где:
I – индекс среднего уровня жизни,
Р – суммарная мощность источников энергии,
Е - средняя эффективность преобразования энергии по эффективному освоению природно- ресурсного потенциала при производстве продуктов потребления от инфраструктурных проектов, добавленной стоимости (занятость населения, компетенции, рабочие места, закрепление населения, приток рабочих мест, условия жизни и др.),
N - численность населения.
  Развитие автономной региональной энергетики на основе серии АСММ как базового гарантированного источника с высокой интегральной безопасностью для гибридной энергетики (приливные, солнечные, ветряные, и др.) сопряжены с необходимостью решения ряда актуальных международных политических, законодательных и организационных проблем обеспечения ядерной, радиационной, энергетической и экологической безопасности.
Главной международной проблемой обеспечения ядерной безопасности является обеспечение режима нераспространения ядерного оружия и ядерных оружейных технологий в процессе развития атомной энергетики, в первую очередь, путем ограничений на использование высокообогащенного топлива и возможностей наработки реакторного плутония в процессе использования АСММ.
Не менее важной международной проблемой обеспечения экологической безопасности является надежное предотвращение техногенных катастроф и выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду в результате потенциально возможных аварий на ядерных установках и в хранилищах ядерных материалов АСММ.

Эти проблемы непосредственно взаимосвязаны с проблемой обеспечения надежной защиты АСММ от внешних и внутренних угроз ядерного и радиационного терроризма, реализация которых могла бы нанести колоссальный и неоценимый политический и экономический ущерб в СССР.
Важной проблемой обеспечения международной энергетической безопасности и национальной безопасности в СССР является обоснованный выбор АСММ в качестве перспективного источника энергии, замещающего, в первую очередь, углеводородное топливо, и не имеющего альтернативы возобновляемых источников энергии, обеспечение развития 2/3 территорий РФ Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока региональной энергетикой на базе мобильных АСММ (плавучего, наземного и подземного исполнения).
Решение названных главных проблем основывается на безусловном соблюдении Международного и Государственного законодательства, нормативных правовых требований организации видов деятельности и требований технического регулирования, на соблюдении общепринятых методологических подходов к оценке планируемых результатов деятельности в области использования атомной энергии, управление и регулирование безопасности.
При этом в современных условиях реформирования экономики СССР, и в частности, атомной отрасли, необходимо учесть проблему несовершенства действующей законодательной, нормативной правовой и методологической базы применительно к новым особенностям инновационных проектов, одним из которых является проект АСММ.
К законодательным проблемам использования АСММ в качестве регионального, автономного источника энергии можно, в частности, отнести следующие:

  1.  Вопросы уточнения в распределении полномочий, прав и обязанностей государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Субъектов СССР, эксплуатирующей организации и частных инвесторов строительства АСММ (в развитие закона «Об использовании атомной энергии»).
2.  Вопросы создания благоприятных условий для инвестирования инновационного развития атомной энергетики (в развитие законов «Об инвестиционной деятельности в СССР, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об электроэнергетике», «О лизинге», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» и других).
3.  Вопросы совершенствования мер, обеспечивающих ядерное нераспространение и противодействие ядерному и радиологическому терроризму (в развитие международного Договора о нераспространении ядерного оружия, ряда международных конвенций и соглашений, национальных законов «О противодействии терроризму», «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне» и других).
К методологическим проблемам обеспечения энергетической безопасности региона и обоснованного выбора АСММ в качестве автономных источников энергии, в первую очередь, относятся вопросы определения и прогнозирования показателей социально-экономической эффективности энергопотребления и развития энергетических мощностей с учетом особенностей регионов.
Важной особенностью процесса работы ядерной установки АСММ является получение в отработанном ядерном топливе уникальных и дорогостоящих на международном рынке ядерных материалов. Этот факт необходимо учитывать в методологии оценки экономической эффективности использования АСММ и в законодательном регулировании деятельности по использованию АСММ.
Проект АСММ разрабатывается и реализуется группой организаций и предприятий, специализирующихся в различных областях производства машиностроительной, электротехнической, электронной, строительной и других видов продукции. В этой связи в рамках решения проблемы координации работ по подготовке и реализации проекта необходимо создание комплексной системы управления качеством разработки и строительства АСММ.

Организация обеспечения ядерной и радиационной безопасности использования АСММ предполагает совершенствование нормативных требований и создание специальной региональной инфраструктуры обеспечения, контроля и надзора, совершенствование мер по предотвращению и быстрому реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для региональной энергетики.
Обеспечение социальных и медицинских гарантий, страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб также являются важными законодательными и организационными вопросами, которые необходимо решить до ввода АСММ в эксплуатацию.
Очевидно, что названные проблемы должны решаться на программно-целевой основе.
  Программа является основой для разработки концептуальных документов:
·    Основы политики СССР в области развития науки и технологий на период до 2030 года и дальнейшую перспективу;
·    Основные направления государственной инвестиционной политики в СССР в сфере науки и технологий;
·    Основные     направления       реализации государственной                           политики            по                                          вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности;
·      Энергетическая стратегия СССР на период до 2030г.;
  Программа предусматривает также совершенствование Государственного и регионального законодательства для детального регулирования вопросов инновационной политики и поддержки инновационной деятельности по развитию автономной атомной энергетики.
Программа направлена на создание эффективного механизма поддержки инновационного развития такой энергетики, которая наиболее эффективно, как с экономической, так и экологической точек зрения позволит целенаправленно удовлетворить потребности населения     и    промышленности   региона  качественной                    энергией с                                    учетом          региональных и индивидуальных требований потребителя.

Утверждённая Программа объединяет в себе развитие всех отраслей, региональной гибридной энергетики на базе атомных станций малой, средней мощности теплоэлектростанций, инфраструктурные, экологические, образовательные, технологические, социальные и другие проекты, с целью удовлетворения энергетических, продовольственных, гуманитарных, культурных, технологических, потребностей Великого Советского Суверенного Народа СССР.

УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
УКАЗ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР