Цель Программы – закрепление системы организационно-правовых и финансово- экономических мер, направленных на государственную поддержку и стимулирование использования автономной энергетики в целях долговременного энергетического обеспечения отдельных регионов СССР.
Программа позволяет сформировать эффективную, соответствующую национальным интересам, целям и приоритетным задачам социально-экономического развития страны систему стимулирования развития автономной энергетики как отрасли, способной решить назревшие проблемы энергоснабжения в жилищно-коммунальной сфере удаленных районов и расположенных в них воинских частей и этим самым внести существенный вклад в обеспечение энергетической, экологической и национальной безопасности СССР;
В рамках Программы под энергетикой, в первую очередь, понимается производство, передача на расстояние и способы потребления электроэнергии, а также тепловой энергии, генерируемой и передаваемой в виде разного рода теплоносителей.
Программа отвечает таким основным критериям как:
· направленность на максимальное удовлетворение энергетических потребностей населения и промышленности с учетом региональных и индивидуальных особенностей;
· роль в обеспечении национальной, энергетической и экологической безопасности
России;
· направленность на максимальную экономию топливных и иных ресурсов.
Смена экономического строя, базировавшегося на плановом механизме и общественной собственности, на рыночные механизмы и частную собственность, затронувшая глубинные социальные проблемы общества, изменила условия, которые определяли и стратегию, и практику энергообеспечения. То, что в плановой экономике казалось правильным и эффективным, в рыночной экономике стало неприемлемым по многим параметрам.
В первую очередь, стоимость и возможность оплаты генерируемой и потребляемой энергии, а, следовательно, и потребителями и производителями стали анализироваться и источники энергии, и способы доставки энергии к потребителю.
Именно поэтому стали не вполне эффективными общегосударственные сети электроснабжения, централизованные системы теплоснабжения с протяженными сетями, одинаково снабжающие потребителей с разными возможностями оплаты потребленных услуг. Стало абсолютно необходимым обеспечивать точный учет потребленной энергии дифференцированно для каждого отдельного потребителя. Произошедшее в условиях рыночной экономики повышение тарифов настоятельно потребовало, во-первых, энергосбережения, во- вторых, снижения расходов, в первую очередь на закупки топлива, а значит, вовлечение в топливные циклы более доступных ресурсов. Все более актуальной становится «автономная» энергетика, понятие не вполне на сегодня терминологически определенное, объединяющая в себе все виды энерго-генераторов, способных независимо и дифференцированно обеспечивать конкретных потребителей.
Системное развитие автономной энергетики, как показывает практика проводившихся реформ, невозможно без участия Государства, осуществляющего управляющие функции, позволяющие наиболее эффективным методом развивать все виды автономной энергетики.
Настоящая Программа предусматривает возможность привлечения Государственных инвестиций в создание малых атомных теплоэлектростанций на условиях государственной
собственности на создаваемые объекты, и признания права собственности инвестора на оговоренную часть произведенной этими станциями электро- и теплоэнергии.
Основными задачами Программы являются:
· обеспечение инновационного развития автономной энергетики на основе бюджетного финансирования;
· определение различных форм и методов финансово-экономической поддержки и
стимулирования инновационного развития автономной энергетики, к основным из которых следует отнести предоставление в соответствии с действующим бюджетным Законодательством и Государственных гарантий;
· определение на уровне Государственного Законодательства вопросов Государственной
поддержки развития автономной энергетики позволит обеспечить гарантированное и приоритетное финансирование из соответствующих средств Государственного бюджета, определяемых на основе программы социально-экономического развития СССР на среднесрочную (долгосрочную) перспективу, а также иные меры Государственной поддержки и стимулирования регионального развития энергетики.
Сложность решения проблемы обусловлена следующими факторами:
· не высокой экономической привлекательностью развития труднодоступных районов;
· отсутствием законодательной базы, стимулирующей развитие этих районов,
· их высоким энергопотреблением в силу природных климатических условий,
· высокой экологической чувствительностью этих районов к хозяйственной деятельности,
· высокими затратами на обеспечение жизнедеятельности в этих районах, включая
стоимость строительства, производство и транспортировку продукции.
Обеспечение жизнедеятельности и экономического развития районов Крайнего севера и Дальнего Востока путем развития энергетики и поддержания на должном уровне энергетики является стратегической задачей обеспечения национальной безопасности страны.
Особенные проблемы инвестирования инновационных проектов строительства плавучих атомных теплоэлектростанций заключается в следующем.
В России накоплен многолетний опыт создания и обеспечения безопасности стационарных атомных электростанций большой мощности (от 500 до 4000 МВт), эксплуатируемых в гражданском секторе экономики, и опыт создания ядерных энергетических установок малой мощности (до 50 МВт), используемых для атомного ледокольного флота и атомного военно-морского флота.
Экономические, технические, технологические, эксплуатационные и организационные требования к деятельности, связанной с созданием и использованием названных видов установок, различаются по тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам.
Впервые ставится задача внедрить, по существу, широкомасштабные и дорогостоящие достижения военной ядерной энергетики в гражданский сектор для развития экономики отдаленных и труднодоступных районов на долгосрочной инвестиционной основе с привлечением не государственных средств.
Концентрация ресурсов для инновационного развития энергетики на основе АСММ позволит реализовать преимущество передовых научно-технических заделов, достигнутых в военной области отечественной наукой и техникой.
В Программе предусматривается также определить меры содействия развитию специализированной инфраструктуры инновационной деятельности в области автономной атомной энергетики, в том числе информационной инфраструктуры, обеспечивающей накопление и распространение информации, предназначенной для использования субъектами инновационной деятельности.
Основными задачами государственного регулирования отношений использования АСММ являются:
· разработка правовых, организационных и экономических механизмов, стимулирующих развитие использования АСММ, создание подзаконных Актов и другой нормативно-технической документации и ее дальнейшее совершенствование;
· управление использованием АСММ через уполномоченные Государственные и
региональные органы исполнительной власти;
· развитие существующей материально-производственной базы использования АСММ;
· развитие и организация новых производственных предприятий, научно- исследовательских учреждений, научных и испытательно-сертификационных центров;
· разграничение компетенций между Государственными и региональными органами
власти в сфере развития использования и собственности на объекты АСММ;
· проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектов и программ развития использования АСММ;
· организация и ведение статистической отчетности об использовании оборудования
и установок АСММ, объемах производства энергии от установок малой энергетики;
· образование экологически чистых зон в местах массового отдыха и лечения населения и демонстрационных зон использования АСММ;
· организация системы лицензирования;
· организация стандартизации и сертификации в сфере использования АСММ;
· организация отечественного рынка оборудования и установок АСММ;
· обеспечение конкурентоспособности СССР на мировом рынке АСММ;
· организация или участие в организации необходимых форм и структур хозяйственной деятельности, в том числе и международной (федеральный и международные фонды, совместные предприятия, маркетинговые и информационные службы);
Структуры органов власти, на которые распространяется Программа:
· Правительство СССР;
· Министерство обороны СССР;
· Государственные органы исполнительной власти;
· организации и предприятия, являющиеся участниками отношений, связанные со строительством и использованием АСММ и производимыми ее электроэнергией и теплом.
Программа определяет обязанности (в том числе с учетом ранее установленных) лиц, являющихся участниками отношений, связанных с инновационным развитием автономной (малой) атомной энергетики.
Программа предполагает:
· обеспечить закрепление безусловного и преимущественного права продаж вырабатываемой автономной ("малой") энергетикой электроэнергии и тепла, по ценам, утверждаемым уполномоченными государственными органами, регулирующими энерго-тарифы;
· обеспечить не дискриминационный доступ к электрическим, а также в отдельных случаях и к тепловым сетям, для производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, в первую очередь для независимых от организаций-монополистов;
· реализовать возможность заключения долгосрочных двусторонних прямых договоров, как неотъемлемого фактора повышения инвестиционной привлекательности автономной энергетики, снижения рисков, в том числе инфляционных;
· реализовать включение в тарифы для вновь создаваемых автономных энергоисточников (не только в муниципальной собственности) инвестиционную составляющую на весь период окупаемости проекта.
· ввести практику предоставления потребительского кредита на лизинг (получение в пользование) АСММ.
С учетом имеющегося опыта правового регулирования, в том числе регионального и зарубежного, совершенствуется необходимая законодательная и иная нормативная правовая базы, регламентирующая различные аспекты Государственной поддержки инновационного развития приоритетных отраслей и проектов. Меры по совершенствованию Государственного и регионального Законодательства, предусмотренные Программой, позволят создать для инвесторов экономически привлекательные, законодательно гарантированные условия вложения средств в инновационную сферу и развитие наукоемких производств.
Разработка и принятие специального Закона «О государственной поддержке автономной (малой) энергетики» обеспечит необходимые государственные гарантии прав субъектов инновационной деятельности в такой стратегически важной для СССР отрасли как автономная (малая) гибридная энергетика.
Задача обеспечения электроэнергией и теплом районов Крайнего Севера и Дальнего Востока в СССР может быть оптимально решена в настоящее время на основе создания в этих регионах серии пунктов базирования АСММ и автономных систем энергоснабжения, которые не зависят от ежегодной доставки углеводородного топлива или от строительства протяженных линий электропередачи.
Перевозки ядерного топлива по своим массовым объемам и периодичности крайне ничтожны по сравнению с перевозками углеводородного топлива, предназначенного для ТЭЦ северным морским путем.
Строительство, периодический ремонт и вывод из эксплуатации АСММ возможен в заводских условиях, посредством буксировки плавучих АСММ с завода и на завод «Севмаш» (г. Северодвинск), «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре), завод «Звездочка» (г. Большой Камень) и имеют очевидные преимущества перед строительством, ремонтом и выводом из эксплуатации стационарных энергетических установок, в первую очередь, для экологии регионов.
Строительство АСММ включает в себя проведение комплекса производственных работ на ряде промышленных предприятий судостроительной, атомной, металлургической, электротехнической и других отраслей промышленности, строительство специальных гидротехнических сооружений в регионе базирования АСММ, развитие региональных линий передачи электроэнергии и тепла потребителям, создание специальной региональной инфраструктуры для обеспечения безопасной эксплуатации АСММ.
Программой предусматривается обоснование экономической эффективности использования АСММ в конкретном регионе в сравнении с использованием углеводородных источников энергии по методологии комплексного анализа долгосрочных перспектив развития энергетики.
Проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности, включая ядерное нераспространение в соответствии с Международным Договором о нераспространении ядерного оружия применительно к АСММ требует комплексного подхода на Государственном и региональном уровнях к оценке АСММ как объекта технического регулирования и разработке системы критериев и практических мер, предусматриваемых настоящей Программой.
В Программе система критериев и мер, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, и безопасность устойчивого функционирования органов Государственной власти формируется на основе концепции социально приемлемого риска. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий (включая террористические акции) с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий.
В настоящей программе впервые задачи обеспечения энергетической и экологической безопасности решаются комплексно, программно-целевым методом с включением всех экономических, экологических, социальных и технических аспектов в конкретную региональную целевую программу инновационного развития энергетики на основе АСММ.
Комплексное решение проблемы развития автономной атомной энергетики и обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств и затраты частных инвесторов за счет исключения дублирования мероприятий, предусмотренных в ряде существующих программ, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также совершенствовать долгосрочную стратегию энергетического развития обеспечения ядерной и радиационной безопасности Государства.
Утверждённая Программа объединяет в себе развитие всех отраслей, региональной гибридной энергетики на базе атомных станций малой, средней мощности теплоэлектростанций, инфраструктурные, экологические, образовательные, технологические, социальные и другие проекты, с целью удовлетворения энергетических, продовольственных, гуманитарных, культурных, технологических, потребностей Великого Советского Суверенного Народа СССР.