ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКЛАД-ОБРАЩЕНИЕ
К РУКОВОДИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
29 июля 1999 года г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МАШИНЫ ВСЕГО МИРА ОБЕЗУМЕЛИ ОТ НЕУДАЧ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Они стали выходить из-под контроля своих народов, как бы отделяясь от своих наций, перессорились с соседями и живут собственным неустойчивым Государственным Миром. Их отношения со своими гражданами сводятся к налогообложению во имя создания новых ресурсов для будущих амбиционных и конфликтных затей. Отношения же народов к ним пришли к неверию в справедливость и ответственность властителей. Сегодня спокойствие внутринациональных и межнациональных отношений - анахронизм государственных забот.
Корни государственного безумия – в воспарении государственников над народами, в виртуальном восприятии ими мира, с одной стороны, и в тенденции отчуждения народов от властителей – с другой.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЕЗУМИЕ НЕ ВЕЧНО.
В близкой грядущей новой мировой организации императивом станут народные проблемы сохранения жизни и ее качества. Народные проблемы сохранения – альтернатива государственным “проблемам” бессистемных манипуляций со сложным социальным организмом. Сохранение жизни народов возможно лишь при новой системной организации социума.
Трагический опыт цепи гуманитарных катастроф двадцатого столетия обострил вопрос многовекового поиска рецепта государственного спасающего патернализма. История показала, что государство само по себе, какой бы строй оно ни имело, неспособно полностью знать все о состоянии нации, о ее ресурсах и действиях. Государственная неполная осведомленность о движении состояния нации – прогрессирующая болезнь мирового сообщества.
Непосредственно управляемые государственниками лишь доли национальных ресурсов и валового внутреннего продукта с каждым годом все уменьшаются. Это – объективный мировой процесс. Мечта о всеохватывающих функциях сильного государства хоронится самими же государственниками. Человечеству еще предстоит оценить затраты на прошедшие в XX веке масштабные государственные эксперименты по социальному всюдупроникновению и всерегулированию.
И все же государственность еще далеко не исчерпана в ее позитивных возможностях. С началом XXI века наступит эпоха полной системной организации мирового сообщества как на национальном, так и на международном уровне, которая откроет новые аспекты участия государства в жизни социума.
СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – В ВЕЛИКОМ СОЦИАЛЬНОМ СИНТЕЗЕ УСИЛИЙ САМОПРЕОБРАЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И САМОРГАНИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
Мир полон общественных светских и общественных духовных (религиозных) организаций. Финансово-материальные возможности мирового организованного негосударственного сектора уже сегодня превышают общий объем мирового богатства, находящегося в прямом казенном, государственном управлении. Духовные, нравственные и моральные ресурсы каждого народа всегда находились в основном за пределами
возможностей управления его государственной системы и получали свое движение в негосударственной жизни национальной общины. Мировые общинные технологии – основной признак социального развития в XXI веке, веке новой роли общественных структур.
Общественная организованность не есть альтернатива государственности. Она – недостающая паритетная составляющая формирующейся полной системы организации социума на национальном и межнациональном уровне.
Общественное как светское, так и духовное структурирование исторически является более древним, чем государственное. Но только после краха в этом столетии высших, монопольных форм этатизма, в условиях спада возможностей государственности из-за обострившихся ресурсных ограничений общественное структурирование, особенно светское, возвращается на мировую арену как новая, стоящая уже вровень с государством ответственная социальная сила. Опирающаяся в основном на экономные сетевые, а не на затратные иерархические структуры и технологии, общественная система отношений все увереннее занимает свою нишу и наравне с государством принимает свою ответственность за качество жизни общества.
Мировой социум подошел к необходимости узаконенного рационального разделения национальных и межнациональных сфер ответственности между государственными и негосударственными организациями.
Государственные организации должны признать сложившуюся ограниченность своих возможностей, самопреобразования и последовательно передать общественности часть ответственных исполнительных полномочий по прямому управлению конкретными социальными процессами. Это позволит повысить эффективность национального исполнения
актов традиционно государственного уровня. Впредь сила государственных органов будет в первую очередь измеряться эффективностью законодательной системы, а не степенью удачливости необеспеченного рискового управления всем сложным национальным хозяйством.
Изменение статуса государственности в присутствии развивающейся системы организованной общественности – неотвратимая, но пока слабо понимаемая и принимаемая политиками мера оздоровления как национальных, так и межнациональных отношений. Эта мера будет осуществляться тем болезненнее, чем интенсивнее будет проходить новое структурирование и самообеспечение деятельности общественных светских и духовных организаций, их отделение от прямого управления со стороны властей и передача им государством самостоятельных полномочий в большинстве социальных технологий.
мир уже вошел в эпоху нового социального структурирования.
В грядущей мировой социальной организации после освобождения от страшного своей пленительной обманчивостью всемогущества государственного патронажа неизбежно и неумолимо разовьется социальный паритет двух исторических достижений человечества:
- организованного общенародного, т.е. государственного, начала и
- организованного личностно-группового, т.е. частного, начала как в светской, так и в духовной сфере.
Сегодня становится опасным недопонимание государственниками, общественниками и духовниками своего будущего, предопределенного ходом истории. Многие беды современного человечества прямо связаны с незавершенностью, неполнотой организации современного социума как на национальном, так и на межнациональном уровнях отношений, а также с неразделенностью между социальными институтами в системном порядке сфер ответственности перед нацией и миром.
Например, не может быть основным законом (конституцией) жизни всей нации только основной закон деятельности государства. Представление государственной конституции как конституции национальной или конституции страны есть ошибка или обман народа. “Национальной конституцией” может быть названа лишь полная система из отдельных конституций государственной, общественной и духовной, разработанных по сферам деятельности государственных, общественных и духовных организаций. Такой системный национальный конституционный подход ведет к обеспечению стройной социальной организации страны, к ясному разделению полномочий социальных структур, их возможностей и ответственности перед народом.
Конституционная раздельность государственного, общественного и духовного социальных сегментов не является препятствием для общих усилий, а наоборот, создает новые возможности по организации подготовки, обеспечения и качественного совместного выполнения программ национального развития. Именно совместная работа над национальными программами и дает тот Великий Социальный Синтез государственных и общественных усилий, который веками не удавался как разрозненным светским и духовным общинам, так и отягощенным непомерным грузом многочисленных обязательств самым развитым государственным системам. Функциональное отличие структур разных социальных сегментов не препятствует личному или коллективному участию граждан в любой из них как выборочно, так и совместно при выполнении определенной программы.
С другой стороны, принятие полной, национальной конституции вместо конституции односторонней, государственной дает каждому народу возможность создания национальной системы предупреждения, а также сдерживания ошибочных государственных решений и действий, например, в вопросах внутринациональных и межнациональных конфликтов. Обязательное конституционное привлечение к выработке важных для жизни страны решений всех трех социальных ветвей (государственной, общественной светской и общественной духовной), требование консенсуса при принятии таких решений значительно снижает риск трагических ошибок социального выбора.
Все социальные кризисы так или иначе порождались “вроде бы ответственным” государством, а снимались “как бы безответственным” обществом. Паритет социальной ответственности государства и самого общества должен привести к снижению, а потом и исключению риска кризисов из-за государственного самовольства и просчетов.
ПОЛНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВЕДЕТ К ПОЛНОМУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ (МИРОВОМУ, ГЛОБАЛЬНОМУ) СОЦИАЛЬНОМУ СТРУКТУРИРОВАНИЮ.
Существующая межправительственная ООН фактически является Организацией Объединенных Государств (ООГ), а не полностью “наций”, как сказано в ее названии.
Множество национальных и международных общественных организаций сегодня пришло к объединению через Общественную Организацию Объединенных Наций (ОООН) как мировую организацию светских общественных учреждений.
Входя с такой системой организаций в третье тысячелетие, Мировое Сообщество получает возможность перейти от дурного наследия конфликтного существования к бесконфликтному миру.
Генеральный секретарь Общественной Организации Объединенных Наций Умников Валерий Николаевич